Библиотека Финведа

Как считать амортизацию?

Вы купили дорогостоящую технику для своего бизнеса. Или помещение. Автомобиль, конвейер – не важно. И это ваш расход. Как он повлияет на показатели прибыли? Как зная объём сегодняшних трат запланировать будущие расходы на основные средства? Зачем нужно высчитывать амортизацию, и как этот показатель поможет снизить налоговое бремя? Обо всём этом расскажем в нашей статье.

Амортизация – что это?

Само слово «амортизация» пришло к нам от латинского «amoutisatio» - погашение (ослабление, смягчение). В нашем случае мы рассматриваем термин амортизация, как средство, позволяющее постепенно погасить стоимость дорогостоящих объектов, приобретённых компанией.

Чтобы доступно «на пальцах» объяснить суть амортизации, предложим как пример годовую подписку на онлайн-кинотеатр стоимостью 3 600 ₽. Самые расчётливые покупатели уже посчитали, что в месяц просмотр фильмов обойдётся им в 300 ₽. В этом сама суть амортизации. Да, заплатить придётся сразу ощутимую сумму – 3 600 ₽. Зато в рамках месяца это будет стоить как чашка кофе.

И если выгоду от подписки за 3 600 в год посчитать трудно, то решить, что посмотрев всего пару фильмов в месяц, вы уже окупаете подписку (поход в кино же стоит дороже), намного проще и нагляднее.

Так и работает амортизация. Только в рамках учёта деятельности предприятия амортизация рассчитывается только для дорогих покупок – того, чем компания будет пользоваться продолжительное время. Правильно, это основные средства. Здания, автомобили, техника, а также скот, многолетние растения и пр.

И так с любым дорогостоящим активом из числа основных средств. Дорогое кресло из кабинета руководителя, тренажёр из комнаты отдыха для персонала и новая входная дверь – всё это можно амортизировать.

Теперь давайте перейдём к главному вопросу – зачем?

Как амортизация связана с прибылью

Зачем вообще делить расходы на предполагаемый срок службы? Мы уже потратили деньги, учитываем их как расходы всей суммой и дело с концом?

Но тогда в этом случае мы получаем искажение.

Вернёмся к Игорю и его кофейне.

Он не амортизирует стоимость кофемашины, учитывая сразу весь расход – 120 000 ₽.

Доход Игоря 50 000₽ ежемесячно. Вычитая из него материальные расходы, он почти полгода работает в ноль, чтобы окупить приобретение кофемашины. А потом резкий рост прибыли.

Но это же неправда. Заведение работало и зарабатывало одинаково, а прибыль они получили только на 7-ой месяц... И как в этих условиях вести финансовое планирование?

Бывает так, что амортизация не начисляется. В этом нет необходимости.

Например, компания занимается перепродажей некоего материала. Этот посредник в глаза не видит данный товар, для них он есть только на бумаге/на экране компьютера. У них нет склада, они никак не касаются продукции. Купили за 1 000 000 ₽, тут же продали за 1 300 000 ₽. Доход 300 000 ₽. Всё ясно.

Однако для большинства компаний начисление амортизации жизненно необходимо. И даже в предыдущем примере, самортизировать можно было бы тот самый компьютер, стоящий на столе у менеджера, ведь он тоже был приобретён и скорее всего дороже, чем за 40 000 ₽.

Как амортизация помогает снизить налоги

Поскольку амортизация помогает зафиксировать износ, то это в конечном итоге влияет и на налоговое бремя предприятия:

- уменьшает сумму налога на прибыль – увеличивая амортизационные отчисления, мы снижаем сумму налога на прибыль.

- уменьшает сумму налога на имущество – учитывая износ, мы уменьшаем остаточную стоимость, а значит, снижаем и сумму налога на имущество.

Видите, как выгодно считать амортизацию?

Как амортизация поможет подготовиться к новым тратам

Помните один из вариантов перевода слова «амортизация»? Смягчение. И в будущем она может помочь значительно смягчить процедуру покупки нового основного средства.

Как? Для этого нужно не только учитывать расход на бумаге, но и дублировать его откладыванием этой же суммы на отдельный счёт. В итоге к окончанию предполагаемого срока использования основного средства, вы накопите сумму, равную его стоимости.

Конечно, стоимость дорогостоящего актива 10, а то и больше лет назад, вероятно, будет на порядок ниже, чем сегодня, но это уже другая история. Важен сам факт – у вас будет запас средств на приобретение нового объекта, взамен вышедшего из строя.

Опять возьмём наш знакомый пример с кофейней. Игорь продолжает игнорировать необходимость использования показателя амортизации. Через полгода он «окупает» свою кофемашину и начинает делить прибыль – откладывает на рекламу, на развитие компании, на праздники для команды…

Через 5 лет, когда о покупке и тратах на кофемашину он уже успел забыть, она выходит из строя. Ничего не поделаешь – всё не вечно. И теперь нужно срочно изыскивать где-то 120 000 ₽, чтобы избежать простоя.

А ведь откладывая ежемесячно всего по 2 000 ₽ можно было бы безболезненно накопить на новую кофемашину. Не будь как Игорь.

На самом деле вариантов расчётов амортизации несколько

Установленные нормы можно корректировать в случае изменений условий обычного использования техники/оборудования. Например, если значительно возрастает частота работы устройства или технику начали эксплуатировать в агрессивных климатических условиях.

Итак, амортизация – это…

- «Деление» крупных расходов на равные части в рамках срока их предполагаемого полезного использования.

- Показатель трат, с помощью которого можно наглядно увидеть, сколько вы потратили средств для получения прибыли (Наш Игорь «тратил» по 2 000 ₽ из стоимости кофемашины ежемесячно).

- Ваша страховка от предсказуемых расходов в виде выхода из строя этого основного средства. Но только в том случае, когда амортизация начисляется не только на бумаге, но и реальные деньги уходят на резерв.

Согласитесь, оборудование в принципе может выйти из строя, а чем старше оно, тем вероятнее, что вы попадёте в ситуацию с внезапно (внезапно ли?) сломавшейся кофемашиной и необходимостью покупки новой. Тут вам очень помогут средства из фонда «амортизации».

- Важный участник расчётов прибыли. Если вы не учитывали амортизацию, значит, весь учёт можно положить на полку – он не отражает реальной ситуации.
Минутка саморекламы!

Рано или поздно наступит момент, когда работать самостоятельно с финансовой стороной компании станет слишком сложно или будет важно уделить время более значимым вещам, поэтому, Вы всегда можете передать управление нашему профессиональному финансовому директору, который проведет кампанию через все сложности и подсветит рычаги масштабирования! Мы найдем решение под любые потребности! Запишитесь на бесплатную консультацию с фин.диром и получите ответы на волнующие вопросы уже сегодня!