Вы купили дорогостоящую технику для своего бизнеса. Или помещение. Автомобиль, конвейер – не важно. И это ваш расход. Как он повлияет на показатели прибыли? Как зная объём сегодняшних трат запланировать будущие расходы на основные средства? Зачем нужно высчитывать амортизацию, и как этот показатель поможет снизить налоговое бремя? Обо всём этом расскажем в нашей статье.
Амортизация – что это?
Само слово «амортизация» пришло к нам от латинского «amoutisatio» - погашение (ослабление, смягчение). В нашем случае мы рассматриваем термин амортизация, как средство, позволяющее постепенно погасить стоимость дорогостоящих объектов, приобретённых компанией.
Чтобы доступно «на пальцах» объяснить суть амортизации, предложим как пример годовую подписку на онлайн-кинотеатр стоимостью 3 600 ₽. Самые расчётливые покупатели уже посчитали, что в месяц просмотр фильмов обойдётся им в 300 ₽. В этом сама суть амортизации. Да, заплатить придётся сразу ощутимую сумму – 3 600 ₽. Зато в рамках месяца это будет стоить как чашка кофе.
И если выгоду от подписки за 3 600 в год посчитать трудно, то решить, что посмотрев всего пару фильмов в месяц, вы уже окупаете подписку (поход в кино же стоит дороже), намного проще и нагляднее.
Так и работает амортизация. Только в рамках учёта деятельности предприятия амортизация рассчитывается только для дорогих покупок – того, чем компания будет пользоваться продолжительное время. Правильно, это основные средства. Здания, автомобили, техника, а также скот, многолетние растения и пр.
Чтобы доступно «на пальцах» объяснить суть амортизации, предложим как пример годовую подписку на онлайн-кинотеатр стоимостью 3 600 ₽. Самые расчётливые покупатели уже посчитали, что в месяц просмотр фильмов обойдётся им в 300 ₽. В этом сама суть амортизации. Да, заплатить придётся сразу ощутимую сумму – 3 600 ₽. Зато в рамках месяца это будет стоить как чашка кофе.
И если выгоду от подписки за 3 600 в год посчитать трудно, то решить, что посмотрев всего пару фильмов в месяц, вы уже окупаете подписку (поход в кино же стоит дороже), намного проще и нагляднее.
Так и работает амортизация. Только в рамках учёта деятельности предприятия амортизация рассчитывается только для дорогих покупок – того, чем компания будет пользоваться продолжительное время. Правильно, это основные средства. Здания, автомобили, техника, а также скот, многолетние растения и пр.

И так с любым дорогостоящим активом из числа основных средств. Дорогое кресло из кабинета руководителя, тренажёр из комнаты отдыха для персонала и новая входная дверь – всё это можно амортизировать.
Теперь давайте перейдём к главному вопросу – зачем?
Как амортизация связана с прибылью
Зачем вообще делить расходы на предполагаемый срок службы? Мы уже потратили деньги, учитываем их как расходы всей суммой и дело с концом?
Но тогда в этом случае мы получаем искажение.
Вернёмся к Игорю и его кофейне.
Он не амортизирует стоимость кофемашины, учитывая сразу весь расход – 120 000 ₽.
Доход Игоря 50 000₽ ежемесячно. Вычитая из него материальные расходы, он почти полгода работает в ноль, чтобы окупить приобретение кофемашины. А потом резкий рост прибыли.
Но это же неправда. Заведение работало и зарабатывало одинаково, а прибыль они получили только на 7-ой месяц... И как в этих условиях вести финансовое планирование?
Бывает так, что амортизация не начисляется. В этом нет необходимости.
Например, компания занимается перепродажей некоего материала. Этот посредник в глаза не видит данный товар, для них он есть только на бумаге/на экране компьютера. У них нет склада, они никак не касаются продукции. Купили за 1 000 000 ₽, тут же продали за 1 300 000 ₽. Доход 300 000 ₽. Всё ясно.
Однако для большинства компаний начисление амортизации жизненно необходимо. И даже в предыдущем примере, самортизировать можно было бы тот самый компьютер, стоящий на столе у менеджера, ведь он тоже был приобретён и скорее всего дороже, чем за 40 000 ₽.
Но тогда в этом случае мы получаем искажение.
Вернёмся к Игорю и его кофейне.
Он не амортизирует стоимость кофемашины, учитывая сразу весь расход – 120 000 ₽.
Доход Игоря 50 000₽ ежемесячно. Вычитая из него материальные расходы, он почти полгода работает в ноль, чтобы окупить приобретение кофемашины. А потом резкий рост прибыли.
Но это же неправда. Заведение работало и зарабатывало одинаково, а прибыль они получили только на 7-ой месяц... И как в этих условиях вести финансовое планирование?
Бывает так, что амортизация не начисляется. В этом нет необходимости.
Например, компания занимается перепродажей некоего материала. Этот посредник в глаза не видит данный товар, для них он есть только на бумаге/на экране компьютера. У них нет склада, они никак не касаются продукции. Купили за 1 000 000 ₽, тут же продали за 1 300 000 ₽. Доход 300 000 ₽. Всё ясно.
Однако для большинства компаний начисление амортизации жизненно необходимо. И даже в предыдущем примере, самортизировать можно было бы тот самый компьютер, стоящий на столе у менеджера, ведь он тоже был приобретён и скорее всего дороже, чем за 40 000 ₽.
Как амортизация помогает снизить налоги
Поскольку амортизация помогает зафиксировать износ, то это в конечном итоге влияет и на налоговое бремя предприятия:
- уменьшает сумму налога на прибыль – увеличивая амортизационные отчисления, мы снижаем сумму налога на прибыль.
- уменьшает сумму налога на имущество – учитывая износ, мы уменьшаем остаточную стоимость, а значит, снижаем и сумму налога на имущество.
Видите, как выгодно считать амортизацию?
- уменьшает сумму налога на прибыль – увеличивая амортизационные отчисления, мы снижаем сумму налога на прибыль.
- уменьшает сумму налога на имущество – учитывая износ, мы уменьшаем остаточную стоимость, а значит, снижаем и сумму налога на имущество.
Видите, как выгодно считать амортизацию?
Как амортизация поможет подготовиться к новым тратам
Помните один из вариантов перевода слова «амортизация»? Смягчение. И в будущем она может помочь значительно смягчить процедуру покупки нового основного средства.
Как? Для этого нужно не только учитывать расход на бумаге, но и дублировать его откладыванием этой же суммы на отдельный счёт. В итоге к окончанию предполагаемого срока использования основного средства, вы накопите сумму, равную его стоимости.
Конечно, стоимость дорогостоящего актива 10, а то и больше лет назад, вероятно, будет на порядок ниже, чем сегодня, но это уже другая история. Важен сам факт – у вас будет запас средств на приобретение нового объекта, взамен вышедшего из строя.
Опять возьмём наш знакомый пример с кофейней. Игорь продолжает игнорировать необходимость использования показателя амортизации. Через полгода он «окупает» свою кофемашину и начинает делить прибыль – откладывает на рекламу, на развитие компании, на праздники для команды…
Через 5 лет, когда о покупке и тратах на кофемашину он уже успел забыть, она выходит из строя. Ничего не поделаешь – всё не вечно. И теперь нужно срочно изыскивать где-то 120 000 ₽, чтобы избежать простоя.
А ведь откладывая ежемесячно всего по 2 000 ₽ можно было бы безболезненно накопить на новую кофемашину. Не будь как Игорь.
Как? Для этого нужно не только учитывать расход на бумаге, но и дублировать его откладыванием этой же суммы на отдельный счёт. В итоге к окончанию предполагаемого срока использования основного средства, вы накопите сумму, равную его стоимости.
Конечно, стоимость дорогостоящего актива 10, а то и больше лет назад, вероятно, будет на порядок ниже, чем сегодня, но это уже другая история. Важен сам факт – у вас будет запас средств на приобретение нового объекта, взамен вышедшего из строя.
Опять возьмём наш знакомый пример с кофейней. Игорь продолжает игнорировать необходимость использования показателя амортизации. Через полгода он «окупает» свою кофемашину и начинает делить прибыль – откладывает на рекламу, на развитие компании, на праздники для команды…
Через 5 лет, когда о покупке и тратах на кофемашину он уже успел забыть, она выходит из строя. Ничего не поделаешь – всё не вечно. И теперь нужно срочно изыскивать где-то 120 000 ₽, чтобы избежать простоя.
А ведь откладывая ежемесячно всего по 2 000 ₽ можно было бы безболезненно накопить на новую кофемашину. Не будь как Игорь.
На самом деле вариантов расчётов амортизации несколько

Установленные нормы можно корректировать в случае изменений условий обычного использования техники/оборудования. Например, если значительно возрастает частота работы устройства или технику начали эксплуатировать в агрессивных климатических условиях.
Итак, амортизация – это…
- «Деление» крупных расходов на равные части в рамках срока их предполагаемого полезного использования.
- Показатель трат, с помощью которого можно наглядно увидеть, сколько вы потратили средств для получения прибыли (Наш Игорь «тратил» по 2 000 ₽ из стоимости кофемашины ежемесячно).
- Ваша страховка от предсказуемых расходов в виде выхода из строя этого основного средства. Но только в том случае, когда амортизация начисляется не только на бумаге, но и реальные деньги уходят на резерв.
Согласитесь, оборудование в принципе может выйти из строя, а чем старше оно, тем вероятнее, что вы попадёте в ситуацию с внезапно (внезапно ли?) сломавшейся кофемашиной и необходимостью покупки новой. Тут вам очень помогут средства из фонда «амортизации».
- Важный участник расчётов прибыли. Если вы не учитывали амортизацию, значит, весь учёт можно положить на полку – он не отражает реальной ситуации.
- Показатель трат, с помощью которого можно наглядно увидеть, сколько вы потратили средств для получения прибыли (Наш Игорь «тратил» по 2 000 ₽ из стоимости кофемашины ежемесячно).
- Ваша страховка от предсказуемых расходов в виде выхода из строя этого основного средства. Но только в том случае, когда амортизация начисляется не только на бумаге, но и реальные деньги уходят на резерв.
Согласитесь, оборудование в принципе может выйти из строя, а чем старше оно, тем вероятнее, что вы попадёте в ситуацию с внезапно (внезапно ли?) сломавшейся кофемашиной и необходимостью покупки новой. Тут вам очень помогут средства из фонда «амортизации».
- Важный участник расчётов прибыли. Если вы не учитывали амортизацию, значит, весь учёт можно положить на полку – он не отражает реальной ситуации.
Минутка саморекламы!
Рано или поздно наступит момент, когда работать самостоятельно с финансовой стороной компании станет слишком сложно или будет важно уделить время более значимым вещам, поэтому, Вы всегда можете передать управление нашему профессиональному финансовому директору, который проведет кампанию через все сложности и подсветит рычаги масштабирования! Мы найдем решение под любые потребности! Запишитесь на бесплатную консультацию с фин.диром и получите ответы на волнующие вопросы уже сегодня!
Рано или поздно наступит момент, когда работать самостоятельно с финансовой стороной компании станет слишком сложно или будет важно уделить время более значимым вещам, поэтому, Вы всегда можете передать управление нашему профессиональному финансовому директору, который проведет кампанию через все сложности и подсветит рычаги масштабирования! Мы найдем решение под любые потребности! Запишитесь на бесплатную консультацию с фин.диром и получите ответы на волнующие вопросы уже сегодня!