Библиотека Финведа

5 якорей в управленческом учете, которые тянут ваш бизнес на дно

Уже 2 года мы помогаем компаниям наводить порядок в их финансах. И точно знаем, что без управленческого учета невозможно объективно оценить эффективность бизнеса.

Но бывает и так, что предприниматели, пытаясь самостоятельно вести учет, допускают ошибки, которые приводят к искажению данных. А анализ изначально некорректных данных влечет за собой принятие неверных управленческих решений и наносит ущерб деятельности компании.

В этой статье рассказываем об ошибках финучета, которые не дают полноценно анализировать эффективность бизнеса.
1. Частичный учет: внедрены не все отчеты

Существует 3 базовых отчета:

ОДДС – позволяет отслеживать откуда и сколько денег приходит в компанию, и на что они тратятся.

ОПиУ – показывает выручку и расходы компании за определенный период времени. Этот отчет дает ответ на самый животрепещущий вопрос любого предпринимателя: «А прибыльный ли вообще бизнес?».

Управленческий баланс – активы и пассивы компании. Баланс помогает понять, сколько денег вложено в бизнес, откуда они появились, и как расходуются.

Как видите, каждый из этих отчетов выполняет свою функцию и отражает разную информацию. Поэтому нельзя игнорировать ни один из них.

Отчетов, конечно же, существует гораздо больше, но те, что мы назвали – основные. Это, как говорится, база!

Без них полноценно оценить деятельность вашей компании не получится. Это как утеплить только одну стену дома из четырех: вроде бы что-то сделали, но все равно холодно.
2. Отчеты заполняются через раз

Управленческий учет любит регулярность, а данные – порядок.

Если отчеты формируются как попало, то толку от них не будет. Данные нужно собирать постоянно, без пропусков. Только так можно получать достоверную статистику и на ее основе принимать решения.
3. Нет контроля за управленческим учетом

Эта ошибка вытекает из предыдущей. Часто так бывает, что отчеты собираются нерегулярно, потому что нет системы и правил.

Во-первых, нужно назначить ответственного, который будет контролировать сбор статистики и предоставлять данные руководству.

Во-вторых, составить понятные шаблоны и разработать регламент составления отчетности: определить, какой отдел, какие данные, в каком объеме, и когда должен предоставлять.

В-третьих, объяснить всем сотрудникам важность сбора статистики, и контролировать этот процесс.

Так вся нужная информация в установленное время будет собираться в одном месте, ответственный будет за нее отчитываться, а владелец бизнес всегда будет в видеть, в каком состоянии находится его бизнес.
4. Путаница между бухучетом и управленческим учетом

Управленческий учет нельзя путать с бухгалтерским. У них разные цели, поэтому и в отчетах появляются разные данные.

Бухгалтерия собирает и систематизирует информацию о деятельности компании в финансовом выражении, чтобы передать ее в государственные органы.

Управленческий учет – это система отчетности внутри компании, которая помогает оценивать эффективность бизнеса и принимать управленческие решения для снижения рисков и обеспечения развития предприятия.

Путаница между этими видами учета приводит к ошибочным выводам, а затем и к неверным решениям в бизнесе.
5. Управленческий учет не автоматизирован

Наверное, отчеты, составленные от руки на листочках в клеточку, остались уже только в деревенских магазинах, но Excel таблицы до сих пор встречаются довольно часто.

Допустим, что у вас небольшая пекарня в тихом районе, и вся отчетность – это пара десятков строк, тогда учет в эксельках еще можно себе представить.

А вот если компания состоит из нескольких отделов, сети точек или офисов, сотрудничает с разными партнерами, и ее штат включает в себя множество сотрудников, то таблица по каждому отчету может состоять уже из тысяч строк. И, в сравнении с этим, поиск иголки в стоге сена уже не кажется такой уж сложной задачей.

Тут на помощь приходят электронные сервисы (например ПланФакт). Они позволяют автоматически собирать все нужные данные за счет интеграции с расчетными счетами и бизнес-картами, а затем строят все базовые отчеты.

Так владелец бизнеса может увидеть всю статистику на простых и понятных графиках, сделать соответствующие выводы и принять решения о дальнейшем развитии компании.

В этой статье мы рассказали о самых распространенных и критичных ошибках, которые допускают предприниматели в стремлении вести управленческий учет.
Резюмируем:

  • Управленческий учет эффективен в комплексе – все основные отчеты уж точно должны собираться.

  • Собирать статистику нужно регулярно, без пропусков.

  • Важно держать управленческий учет под контролем: назначьте ответственного, составьте понятные шаблоны отчетов и внедрите регламенты, объясните сотрудником необходимость сбора данных, и контролируйте исполнение.

  • Не путайте бухучет с управленческим – у них разные цели.

  • Управленческий учет должен быть оцифрован: без автоматизации в данных будет хаос.
Остались вопросы? Запишитесь на нашу бесплатную встречу с финансовым директором. Он поможет разобраться и найти ответы на болезненные вопросы.

Наши финдиры работают с бизнесом из разных сфер: от производственных компаний и оптовых продавцов до веб-студий и сетей маникюра. Сможем найти решение под любой оборот и потребности.

На встрече финдиректор задаст вопросы, посмотрит на ситуацию в вашей компании и подскажет ряд решений, которые можно реализовать уже сейчас. Не тяните 😉